В советское время школьная форма была обязательной для каждого школьника. Традиция эта идет еще с гимназических времен, и в первые послереволюционные годы от нее решительно отказались, однако затем она стала постепенно возвращаться и в послевоенное время стала всеобщей.
Правда, даже и в те времена нонконформисты находили способ изменить школьную форму в индивидуальном стиле или отказаться от нее вообще. Подобные случаи описаны, например, в романах Владислава Крапивина и встречаются в детских ильмах (можно вспомнить, например, хулигана Гусева из «Приключений Электроника», который одевал школьный пиджак на футболку, а не рубашку и лишь однажды появился в кадре в пионерском галстуке). Однако такие нонконформисты, не желавшие подчиняться общим правилам, были в абсолютном меньшинстве.
Перестройка изменила отношение к школьной форме. Ее стали считать одним из средств подавления индивидуальности, которое мешает гармоничному развитию личности. В результате от обязательной для всех школьной формы отказались, и какое-то время она в российских школах отсутствовала вообще.
Однако затем школьная форма вновь стала возвращаться – только теперь уже на уровне отдельных школ, как своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных.
С другой стороны, все чаще раздаются голоса, призывающие сделать школьную форму обязательной для всех школ страны.
Аргументы «за» и «против» такого шага приводятся самые разнообразные, и мы рассмотрим лишь наиболее существенные из них.
Несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Когда одни ученики одеты в костюмы из дорогих бутиков или пошитые в элитных ателье, а другие – в одежду из магазинов Second Hand, разница в доходах их семей оказывается весьма заметна.
С другой стороны, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее и тому подобное. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. К тому же большую часть жизни дети и подростки проводят вне школы, и тут они в любом случае носят свою обычную одежду, а не единую форму.
Второй плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Какой бы дизайн не придумали модельеры ателье для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.
Действительно, в школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для борьбы с расхристанностью отдельных учеников или вызывающим поведением некоторых старшеклассниц, которые ходят на уроки в чересчур откровенных нарядах. И в обязательном для всех Уставе школы или Правилах поведения учеников довольно трудно сформулировать ограничения, позволяющие избежать таких эксцессов. А школьная форма, пошитая на заказ в ателье, решает эту проблему очень просто.
Наконец, важнейший плюс школьной формы состоит в том, что она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.
Однако минусы школьной формы не менее весомы. И первый из них – это подавление индивидуальности. Для детей и подростков невозможность выразить себя в одежде может быть довольно чувствительным стрессом, мешающим полноценному и гармоничному развитию личности.
Еще один минус касается в большей мере не детей, а родителей. Дополнительные траты на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы, являются безболезненными далеко не для всех семей. Правда, если пошив одежды для школы организует сама школа, то есть возможность заказать сразу большую партию по оптовым ценам, что обойдется достаточно дешево.
Следующий минус – это единый фасон школьной формы. Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка и, особенно для подростка носить одежду, которая ему не нравится – это очень серьезный стресс.
Вывод из всего сказанного можно сделать такой. Идея восстановления единой школьной формы, обязательной и одинаковой в масштабах страны ничего хорошего не несет и перспектив не имеет. А вот идея школьной формы, как корпоративной одежды, гораздо более продуктивна. Однако приемлема она лишь в том случае, если школа действительно представляет собой корпорацию, то есть если ее отличия от всех других школ более существенны, чем просто особая одежда учеников.