Обсудить, какой должна быть форма для школьников, на «Круглый стол» «Комсомолки» пришли производители детской одежды, дизайнеры, сотрудники Министерства образования и науки, социологи, психологи, учителя.
Тон сразу же задал показ школьной моды, пошитой компанией «Юнистайл». Знаменитый модельер Слава ЗАЙЦЕВ прокомментировал увиденное:
— Здорово, что взяли за основу классику! Дети не должны быть расхлябанны. В школе их нужно приучать к комфорту. Ведь костюм — это средство коммуникации. Если человек хорошо одет, с ним по-другому разговариваешь. Увиденная мною коллекция доказывает: возрождать школьную форму нужно. Она мобилизует, создает ощущение комфорта и среды, визуально объединяет людей, дает возможность быть собранным во время учебы.
Елена ЗОБНИНА, генеральный директор компании «Юнистайл»:
— Дети зачастую не хотят надевать то, что выбирают взрослые. И хорошо, что взрослые это стали понимать. Мнение директоров, опытных педагогов меняется. Они прислушиваются к пожеланиям учеников, молодых учителей, производителей одежды. В результате коллекции формы меняются год от года. Становятся более стильными. И дети их сейчас с удовольствием носят. Я сама своего ребенка, который сейчас ходит в школу, одеваю в нашу форму. И он выглядит красиво, стильно. Не стыдно за то, в каком виде он ходит на занятия.
Любовь ДРУЧИНИНА, генеральный директор Дома школьной моды «АЛНЕС»:
— К нам иногда приходят родители и говорят: у вас очень дорого, то же самое я на рынке могу купить за 150 рублей. Они не понимают, что хорошую вещь из хорошей ткани сделать задешево нельзя.
Со школьной формой я начала работать в 95-м году. Тогда ее не хотели ни родители, ни дети. Только учителя. Они понимали, что спущенные штаны с пузырями на коленках, майки, голые пупки у девочек — это не деловой, корпоративный школьный вид.
Сейчас ситуация совершенно другая. К нам приходят сами родители и вместе с детьми выбирают стильную одежду. Поэтому наша задача — не только сделать ее красивой и качественной, приемлемой по деньгам для широкого круга потребителей, но и такой, чтобы в ней ребята чувствовали себя модными, чтобы она не надоедала.
Лариса КОСТРОВА, общественный член правления международной ассоциации «Золотая игла»:
— Три года назад мы проводили конкурс на тему школьной формы. И дети проявили такую смелую фантазию! Это был фейерверк идей. Они сами выбирали ткани, сами рисовали эскизы. А это значит — и ребята понимают: школьная форма нужна.
Марина МАРО, дизайнер:
— Если бы Минобрнауки приняло решение, что школьной форме — быть, то ГОСТом были бы утверждены ткани и перечень цветов, которые могут присутствовать в школьной форме, все производственные мощности легкой промышленности стали бы на это работать. И все это продавалось бы в больших магазинах. И стоило дешевле.
А сейчас школьные директора своим решением принимают какой-то определенный комплект школьной одежды. А это вовсе не означает, что дети смогут это носить без проблем.
Ольга МЫШКИНА, коммерческий директор ЗАО ПТК «Перемена»:
— Наша компания специализируется только на школьной форме. Это очень долгие деньги. У нас нет собственного производства, мы не являемся владельцами цехов. Мы закупаем ткани, пряжи, размещаем заказы на фабриках и платим за все вперед.
Основные продажи на нашей фирме начинаются в конце апреля — начале мая и заканчиваются в сентябре — октябре. Но мы работаем круглый год, и зимой денег нам практически не поступает. А ведь расширение производства требует еще больше средств.
Поэтому, я думаю, дело не только в законодательном введении школьной формы, но и в законодательной поддержке производителя. Может быть, льготные условия кредитования, аренды или выкупа помещений.
Любовь ДРУЧИНИНА:
— Нам зачастую приходится прибегать к банковским кредитам. Это разорительная вещь, потому что 18 процентов годовых — очень высокая процентная ставка. Конечно, хотелось бы получить какую-то поддержку, хотя бы льготные кредиты на производство. Потому что нам, производителям, дают тот же банковский процент, что и торговле. А мы, производители, все же в менее выгодном положении, чем та же торговля.
Людмила ТИМРУК, «Юнистайл»:
— Сегодня есть и коллекции замечательные, и ткани, и производители. Но как сделать, чтобы форма была доступна для обычного рядового покупателя? Ведь схема продаж у всех нас одинаковая: отдали на реализацию, отправили в регионы, в октябре — ноябре половину коллекции получили обратно. И не случайно, что в наших рядах каждый год — потери. С одной стороны, мы, производители, занимаемся очень проблемным бизнесом. А с другой — родители не знают, где купить добротную, красивую и недорогую форму, и, собирая ребенка в школу, вынуждены объезжать кучу фирм и фирмочек, которые часто предлагают отнюдь не самое лучшее.
Что можно сделать? У меня и моих коллег есть мечта: Дом школьной моды. Понятно, что ни одна из существующих на рынке фирм сегодня воплотить эту мечту не сможет. Ведь на сегодня производители школьной формы не считают себя работниками торговли. Мы ничего не продаем — мы одеваем детей. Поэтому я сейчас через «Комсомольскую правду» обращаюсь за помощью к нашим властям. В таком Доме моды должны быть представлены все производители. А вот кого из нас выберут, будет зависеть от наших усилий, профессионализма и личных качеств.
Сергей ВОЛКОВ, генеральный директор фабрики «Краснохолмские ткани»:
— Сегодня очень много школьной формы шьют из чистой синтетики. У нас сейчас нет такой структуры, которая бы боролась против такой продукции. Ведь до чего доходит? Берет какой-нибудь бизнесмен средней руки в Турции или Китае синтетическую ткань, привозит на швейное предприятие и говорит: шей вот по такому фасону. А потом подшивает этикетки, на которых написан состав: например, 50 процентов шерсти, 50 процентов лавсана.
В итоге дешевая синтетика вымывает с рынка нормальный ассортимент. К чести родителей надо сказать — многие понимают: лучше 200 рублей переплатить, но купить вещь получше.
Ольга МЫШКИНА:
— Мы недавно вернулись из поездки по регионам. В одном городе, где живет 600 тысяч человек, обошли около 15 крупных детских магазинов. К школьному сезону 90 процентов костюмов — синтетические либо из химических волокон. А их стоимость — в среднем такая же, как у школьной формы из натуральных тканей в нашем магазине.
Мы были в шоке. «Стеклянные» брюки, «стеклянные» блузки, которые просто стоят колом. Мы обратились в управление образования этого города. Они с энтузиазмом к нам отнеслись. Уже два года они пытаются ввести школьную форму и ничего у них не получается. Подозреваю, что такая ситуация во многих городах России.
Елена ПАХОМОВА, руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ:
— 43 процента родителей, имеющих школьников, считают, что должно быть единое государственное решение по форме для всех школ России. Замечу, что это не подразумевает введения единого стандарта школьной формы, как было в советские времена.
Елена СИРЕ, исполнительный директор ЗАО ТПК «Перемена»:
— И коммерческие предприятия, и государственные учреждения заинтересованы в том, чтобы наши дети росли здоровыми и психологически, и физически, и эстетически. Нужна поддержка малого бизнеса, который занимается детской одеждой — и прежде всего школьной формой. Хотелось бы, чтобы государство на нас посмотрело другими глазами в плане финансовой поддержки, в плане льгот.
Наталья САВИНА, учитель московской школы № 1259:
— Для родителей школьная форма решает большую проблему — в чем вести ребенка в школу. Я согласна с мнением Вячеслава Зайцева, что стильная форма прививает детям вкус. Ребятам надо объяснять, что школьная форма — это одежда для работы, а школа — это место, куда они приходят учиться. Мы должны сделать так, чтобы они поняли, что форма — это одно, а одежда для развлечений и спорта — это несколько другое.
МНЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ
Нет формы? Не допускать к занятиям — незаконно!
Заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Наталья ТРЕТЬЯК:
— Школьная форма — знаковая вещь. Она дисциплинирует, дает ощущение команды. Год назад я сама принимала решение вместе с родительским комитетом в отношении класса, где учится мой ребенок, — вводить или не вводить школьную форму? Мы выбрали форму.
Но может быть так, что кому-то школьная форма неудобна или ребенку не нравится ходить одетым, как все. Мы не должны ограничивать детей в возможности учиться в зависимости от того, есть у него форма или нет, хочет он ее носить или нет. Да, сейчас требования о необходимости школьной формы закрепляются в правилах внутреннего распорядка школы или в Уставе школы. Но ее отсутствие не может быть причиной, по которой ученика не допустят на занятия или тем более исключат из школы. Я думаю, что либеральный режим по отношению к школьной форме следует сохранить.
Начальник отдела Минобразования Московской области Лариса АГЕЕВА:
— Я бы сказала, надо вводить не школьную форму, а красивую, модную школьную одежду для детей. И мы в работе со школами делаем акцент на то, что модная одежда очень важна для воспитания детей. Еще пять-шесть лет назад родители обращали внимание прежде всего на стоимость формы. Сегодня их больше интересует качество. Поэтому создание Домов школьной моды — отличная идея. Родителям, чтобы подобрать для ребенка одежду по душе и по карману, не придется обегать несколько десятков рынков и магазинов.
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Зампред Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина ИВАНОВА:
— Я — сторонница введения стильной формы для учащихся. Разумеется, речь не идет о возврате классической школьной моды советских времен. Хотя, признаемся, в толпе прохожих тех лет приятно выделялись школяры в аккуратных фартучках и костюмчиках. Теперь ключевые критерии формы российского школьника XXI века — стильность, практичность, доступность.
Однако я не думаю, что мы должны навязывать форму жестким федеральным законом, как во времена «военного коммунизма». Пусть вопрос о школьной форме в каждой школе обсуждают родители и учителя. И при этом прислушиваются к мнению самих школьников. Почему бы каждой школе не выделяться собственной одеждой? Пусть дети носят ее, подчеркивая — я учусь с такой-то школе и этим горжусь! Только для этого модели должны быть модными, современными.
МОДНЫЙ ПРОГНОЗ
Слава Зайцев против джинсов
Знаменитый модельер предсказывает, какой школьный стиль будет модным в новом сезоне:
— Я считаю, что и в будущем основным для школьной одежды должен остаться клубный стиль. Темно-синие пиджаки, клетчатые юбки, жилетки, цветные декоративные галстуки, шапочки или береты. Верхняя одежда — куртки спортивного стиля из легкой стеганой ткани. Думаю, такую форму и моя двенадцатилетняя внучка носила бы с удовольствием.
Сейчас молодежь увлекается джинсами. Но я категорически не приемлю такой внешний вид на уроках. Джинсы — расхлябанная, неделовая одежда. Она не формирует хороший вкус, чувство стиля.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Не покупайте синтетику!
Зав. лабораторией материаловедения Центрального НИИ швейной промышленности Людмила КИРИЛЛОВА объясняет, как отличить хороший комплект формы от плохого.
- Внимательно изучите маркировку одежды (это такой ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия). И еще: сам этот ярлычок должен быть вшит в шов. Это гарантия того, что перед вами изделие, выполненное добросовестным производителем. Не стоит покупать костюм, если маркировка закреплена булавочкой или просто оторвана.
- Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, на значке «глажка» должно стоять две точки. Если отмечена только одна или вообще запрещено гладить и стирать ткань, отказывайтесь от этой одежды — она синтетическая.
- Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов.
- Проверьте подкладку. Она должна быть из натуральной ткани. Никакой жесткой, «стеклянной» (хотя и более практичной) синтетики не допускается!
- Внимательно рассмотрите форму, надетую на плечики. На изделии, в котором, к примеру, много полиэфира (синтетического материала), образуются катышки.
P. S. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды — к одному пиджаку три блузки или рубашки, две юбочки (сарафан + юбка или двое брюк). Так одежда будет не очень быстро изнашиваться, а школьник — всегда выглядеть опрятным.